Почему современные дети агрессивны: ответы семейного психолога

05.12.2016 в 13:43
1008
Почему современные дети агрессивны: ответы семейного психолога
Иллюстрация / Фото: из открытых источников
Мы сейчас живем в мире с "выученной агрессией". Даже очень хорошие фильмы и мультфильмы переполнены сценами неоправданного насилия.
С каждым случаем, конечно, нужно разбираться отдельно. И, наверное, скоро возникнет социальный запрос на команду модераторов, работающих в школах. Но вот, о чем мы можем подумать и что можем делать профилактически уже сейчас.

Агрессия в здоровом варианте направлена на обозначение границ, защиту. "Здоровая агрессия" – это в том числе и целеустремленность, и достижение цели. Но это здоровое поведение не выглядит "агрессивным". Здоровая агрессия включает и действия, и изменения. Из разряда "бери и делай".

Агрессия (если речь не идет об органике) вырастает из страха, бессилия, ощущения небезопасности и тревоги. За агрессивным поведением важно искать страх. 

Агрессия бывает активной и пассивной. Активно-агрессивное поведение – это, например, прямая угроза, это само агрессивно проявленное действие. Пассивно-агрессивное – это нытье, брызганье ядом с дивана в ленту Facebook, сплетни, ругань на заборах, обесценивающие шутки, топанье ногами, удары кулаком по столу.

Агрессия бывает вербальной и тактильной – физической. Вербальная – это крик, ссора, угрозы, проклятья. Тактильная или физическая – драка, любое применение физической силы.

Внешней и внутренней. Внешняя агрессия направлена на объект во внешнем мире. Внутренняя – аутоагрессия – это самобичевание, самоуничижение, аутоагрессия приводит к психосоматическими заболеваниям (порезы, шрамы – могут быть одними из признаков аутоагрессии). 

Защитной и провоцирующей. Защитная – ответ на чьи-то действия, реально несущие опасность или воображаемо. Провоцирующая агрессия – когда человек наносит удар первым, втягивает в конфронтацию.

Агрессивное поведение может быть вызвано органическими нарушениями (травмами мозга, например), последствиями травматизации. Мы практически всей страной живем в состоянии хронической травматизации. И один из признаков – снижение чувствительности, мы уже не воспринимаем информацию о боли. Резкие скачки настроения и неожиданные вспышки агрессии в ответ на незначительные воздействия. 

Дети также попадают в воронку травмы. Первый этап работы с травматизацией – стабилизация. Возвращение ощущения безопасности. Дома и в школе. Чем тревожнее ребенку в школе, чем больше он боится совершить ошибку, чем больше "заточена" школа на рейтинги и статусы, чем выше в школе конкуренция, чем меньше внимания уделяется чувствам ребенка – тем больше может быть агрессивности. 

Но есть и обратный процесс: в излишне демократичных школах, где не простроены границы, где нет четких правил, где нет ощущения авторитетности взрослого (не авторитарности) – дети устанавливают свои правила. Но через агрессивное поведение.

Агрессия бывает обусловлена гормональным фоном – тестостерон, адреналин, кортизол – это гормоны подросткового возраста. Это время, извините, "выращивания яиц", время столкновения как в животном мире – оленьими рогами. И одновременно у подростков часть мозга, отвечающая за реакцию на опасность – миндалевидное тело – находится в постоянном возбужденном состоянии. Жизнь многих подростков – приостановленное возбуждение, срывающееся с предохранителя на любую реальную или чаще кажущуюся опасность.

Мы сейчас живем в мире с "выученной агрессией". К сожалению, даже очень хорошие фильмы и мультфильмы переполнены сценами неоправданного насилия. Для нашего мозга безразлично, он воспринимает информацию с экрана или видит в реальной жизни. Мы приучаем себя и своих детей к "выдерживанию" все большей агрессии.

Современное поколение – дети с высочайшей чувствительностью, но часто не умеющие эмпатировать. Эмпатия может быть врожденным качеством, но она нарабатывается в полноценном эмоциональном контакте в достаточно раннем возрасте. Нарабатывается в играх с родителями, в контакте со сверстниками в дворовых играх. То, на что сейчас хватает сил родителям – почитать, выучить стихи, вместе посмотреть фильм, сделать уроки. Дети сейчас практически не играют в реальной жизни вместе – группами. Центрам эмпатии "не на чем" активизироваться. Высочайшая чувствительность без эмпатии – дает на выходе тревожность и уязвимость. И активную потребность в защите границ. На вопрос родителей, зачем играть с ребенком – все, что написано выше – один из ответов.

Вопрос, который я часто задаю родителям, учатся ли на вашем примере дети здоровой конфронтации.

Освоение, проживание агрессии – контуры нормы – 1 год, 3-4 года, подростковый возраст. Это время очерчивания "границ личности". В каждом возрасте – своим способом.
Если в семье ребенка есть запрет на проживание агрессии – он это будет делать через идентификацию с отрицательными героями сказок, мультфильмов, игр. Ребенок может выбирать в магазине монстроподобные игрушки и выбирать дружбу с хулиганами (которые "вместо него" проявляют качества и эмоции). 

В тех семьях, где запрещены подушечные бои, пистолеты, солдатики – дети находят выход своей "агрессивности", а на самом деле – архетипической роли воина – в чем-то другом, не всегда продуктивном. Наша задача не "изъять", а направить энергию ребенка.

Дети, как правило, "ловят" и проживают вытесненное напряжение взрослых. Чем больше у нас тревоги, чем больше сопротивления, не направленного в конкретные действия, тем больше у наших детей будет агрессивных импульсов. 

Параллельно я наблюдала за войнами в Фейсбуке, слышала от учителей и родителей – об их ругани в вайбере. Это проявление пассивной агрессии – вместо реальных продуктивных действий.

Агрессия – признак того, что ребенку небезопасно и больно. 

У меня был случай в самом начале практики. Папа привел сына на прием с жалобами на агрессивное поведение в школе. Тогда я еще работала с детьми отдельно (буквально после этого случая стала приглашать на прием всю семью). Работая с мальчиком, заметила у него на ладонях шрамы. Спросила: "Что это?". Оказалось, папа, чтобы научить сына "быть мужиком" прижигал ему ладонь сигаретой. Парень в школе "возвращал" свою "мужественность" тем, кому мог отомстить за боль. 

Часто старшие дети в семье, которых с их точки зрения несправедливо наказывают за конфликты и конфронтации с младшими, начинают борьбу со своими одноклассниками (проекцией братьев и сестер) за "место" рядом с учительницей, да и вообще за место в жизни. Часто дети – кумиры семьи – идут в мир реализовывать амбиции родителей. Сталкиваясь с тем, что рядом тоже есть гении, начинают конкурировать через обесценивание, провокации, травли.

К сожалению, нет универсального "инструмента" превращения нездоровой агрессии в здоровую. В каждом конкретном случае нужно искать свой. И детей нужно учить одновременно умению защитить свои границы, противостоять агрессии, осознавать свои настоящие потребности и чувства, трансформировать агрессию в здоровые действия и проявлять эмпатию. Возможно, мы сейчас – многие, если не всей страной этому учимся.

Сейчас в работе с конфликтами мне очень нравится метод Ненасильственного Общения Маршала Розенберга. Я бы очень рекомендовала учителям и родителям, как минимум, прочитать книгу "Язык Жизни. Ненасильственное общение". В ней подробная инструкция, как модерировать конфликт, как понять, что может находиться за конфликтом.

Но в любом случае, если мы сможем из "заряда" агрессивности ребенка изъять то, что относится к нам – ребенку станет только легче.
Аватар nomid Дмитрий Вовчок / nomid
Главред GolosInfo
05.12.2016 13:43 1008 0
Комментарии: 0
Войдите, чтобы оставить комментарий.